Правильное формирование психики щенка, строго говоря, начинается в утробе матери и потом активно продолжается с момента рождения (привет заводчикам, любящим держать щенков в отдельной комнате, в закрытом вольере или в отдельном доме на своем участке). То, что упущено в щенячестве, очень часто невозможно наверстать впоследствии.
Что же лежит в основе этого процесса? Для нормального формирования психики любого млекопитающего, в т.ч. собаки, необходимо регулярное поступление новой и разнообразной информации. Причем хозяину нужно понимать, что эта информация должна поступать не только после всех прививок и связанных с ними карантинов, но и во время всей этой необходимой щенку ветеринарной карусели. Информационный голод для щенка по своим последствиям гораздо страшнее физического.
Щенок, который растет в замкнутом мирке городской квартиры или внутри забора садового участка, или еще хуже – в вольере, с вероятностью 99,9% будет иметь нестабильную психику и ослабленную нервную систему. Во взрослом возрасте такие собаки часто уходят в оборону при наличии большого и не очень количества раздражителей либо при столкновении с чем-то новым: например, с остервенением кидаются на проезжающие мимо автомобили и велосипеды (активная оборона), убегают с поджатым хвостом с улицы в сторону дома при виде чего-то неожиданного (пассивная оборона) и т.д.
Как можно обогатить жизненный опыт щенка или собаки? Через прогулки в незнакомых местах, знакомство с неизвестными собаке предметами, поверхностями, запахами и звуками. Щенок в силу возраста и отсутствия опыта пока теряется в незнакомой местности и новых для себя ситуациях, много не знает и не умеет. И человек, который может отвести собаку в новое место, воспринимается им как ведущая особь, которой щенок легко отдает право руководства собой. В том числе так внутри семьи закладываются основы иерархических отношений человек-собака, без насилия и абсолютно адекватные для восприятия животного.
Но новый опыт должен также быть и безопасным рядом с человеком. Для любого животного «новое» = «потенциально опасное». Привычные для нас предметы могут показаться щенку чем-то невообразимым и страшным (в качестве примера можно вспомнить так любимые дворниками черные мусорные пакеты, внезапно оказывающиеся на тротуарах или газонах). Наблюдайте за своим щенком дома и во время прогулки, успокаивайте и подбадривайте. Хвалите за храбрость. Помните, что в природе взрослые собаки обучают молодняк, не прибегая к насилию или принуждению. Они все показывают собственным примером.
Что следует из всего вышенаписанного? Гулять можно (и нужно) с момента попадания щенка в дом. Если у него отсутствуют необходимые прививки или он на карантине после вакцинации – берите его на руки и гуляйте хотя бы по 15 минут каждый день без контакта с поверхностями вне дома либо квартиры. Если на улице очень холодно, засовывайте его за пазуху и «гуляйте» в магазин за хлебом. Если щенок крупный, может помочь плед: вынесли, застелили лавку или кусок газона, посадили на него щенка. Ну и дальше – наблюдайте, хвалите, подбадривайте, успокаивайте.

***
Ветеринары за такие советы закидают рваными башмаками (и со своей точки зрения будут абсолютно правы). Но здесь нужно ловить золотую середину, чтобы и собака осталась физически здоровой, и развитие ее психики и нервной системы было не испорчено длительной изоляцией от внешнего мира.
Воспитание, адаптация, социализация, коррекция, дрессировка: +7 (916) 979-95-94 Анна.