/и как можно повлиять на развитие щенка на каждой из них/
Любой щенок – это в большой мере чистый лист. Что на нем нарисуешь, на то и будете смотреть. Если вы хотите, чтобы ваш щенок был общительным и дружелюбным, ему нужно уделять очень много внимания с первых месяцев жизни. Через воспитание вы можете помочь формированию желательных черт характера в критические периоды развития щенка.
Также вы можете повлиять на развитие нервной системы щенка через знакомство с обогащенной окружающей средой и через возможность общения щенка с людьми, с себе подобными или животными других видов.
На что же следует обращать внимание на каждой стадии развития щенка?
1. Пренатальный период (еще до рождения). Исследования на крысах показали, что если у беременной самки постоянно поддерживать состояние страха, то ее потомки часто бывают излишне пугливыми, а их способности к обучению – сниженными (https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnogo-stressa-beremennyh-krys-na-pokazateli-razvitiya-golovnogo-mozga-ih-21-dnevnogo-potomstva/viewer)
У людей было выявлено, что постоянный стресс у беременных женщин в первом триместре беременности провоцирует в дальнейшем у ребенка развитие биполярного расстройства и шизофрении (https://cyberleninka.ru/article/n/prenatalnyy-stress-kak-faktor-riska-vozniknoveniya-shizofrenii-i-bipolyarnogo-affektivnogo-rasstroystva/viewer).
Это означает, что очень важно знать условия, в которых содержалась беременная мамаша вашего потенциального будущего щенка.
2. Неонатальный период (первые недели после рождения). В первые две недели поведение новорожденного щенка ограничивается общением с мамой. Он самостоятельно ищет молоко, а также различает запахи, ощущает боль и прикосновения, но пока не видит и не слышит.
В этом возрасте щенков необходимо осторожно брать на руки, закладывая базу под процесс импринтинга на человека.
3. Переходный период (с конца второй недели жизни до 3.5-4 недель). Это относительно быстрый период созревания органов чувств. Щенки постепенно переходят от полной зависимости от матери к относительной автономии и самостоятельности.
К 16-му дню щенок может определить, откуда исходит звук, а также он начинает следовать за движущимся объектом. К концу переходного периода у щенка полностью сформировывается восприятие боли.
Для правильного развития щенка в этот период нужно начинать знакомить с окружающей средой: позволять ему ползать по различным поверхностям, давать ему возможность почувствовать разницу температур поверхностей и окружающего воздуха, показывать ему различные предметы и знакомить с разными запахами и звуками (банально включать ему записи различных шумов, желательно негромко).
ЭТИ ТРИ ПЕРВЫХ ПЕРИОДА ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В МОТОРИКЕ И В ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМАХ ЩЕНКА.
4. Период социализации (с конца четвертой недели до примерно конца двенадцатой недели жизни щенка). Это период, когда щенки в массе своей находят своего хозяина. Быстрыми темпами развивается социальное поведение щенка.
Сначала щенок начинает реагировать на живые объекты, находящиеся рядом с ним (человек, другие животные), а также на издаваемые ими звуки. У него прорезаются зубы, его отнимают от матери. В возрасте 8-9 недель щенок по запаху выбирает себе место для туалета (и это самое лучшее время для приучения его к чистоте в доме).
В начале периода социализации у щенка просыпается жажда исследования, он обследует новые объекты и пространства, а также начинает активно общаться с окружающими людьми и животными (и это лучшее время для налаживания взаимоотношений со щенком; на их основе сформируются все основные особенности социального поведения взрослой собаки). От того, сколько и как общается щенок в этом возрасте с людьми и своими сородичами, будет зависеть сможет ли он легко и безбоязненно общаться с теми и другими во взрослой жизни.
Это означает, что щенок должен видеть не только одну условную тетеньку-заводчицу условных два раза в день, сидя в отдельной комнате (чтобы не испачкал квартиру). Щенку нужно постоянно общаться и с себе подобными, и с мужчинами, и с женщинами, и с детьми.
Также щенка нужно часто брать на руки, но очень осторожно, потому что общение должно быть позитивным для щенка. Восприимчивость, необходимая щенку для формирования социальных связей, одновременно работает и против него самого: в этот период он очень восприимчив для психологических трав. В возрасте примерно 3 месяца +/- неделя у щенка проходит т.н. «критический период страхов» — то, чего он испугается в это время, он, скорее всего, будет бояться всю оставшуюся жизнь.
5. Подростковый период (с конца 12 недели до начала полового созревания [в зависимости от породы 6-12 месяцев]). В этот период совершенствуются навыки общения, возрастает общая активность, большую часть времени щенок исследует мир (в том числе на зуб и на вкус). Для хозяина это означает, что во время прогулок нужно внимательно следить за щенком, чтобы он не проглотил что-то несъедобное (варежки, стекла, пробки и т.д.). Как вариант, можно использовать намордник.
Некоторые щенки в это время стараются избегать всего нового и неизвестного. Считается, что это связано с дополнительной стадией развития органов чувств у них. Эти животные менее общительные и робкие.
Жесткое наказание в этот период (до полового созревания – грубо говоря, до первой течки у сук и до выхода яиц у кобелей), особенно провоцирующее ответную агрессию, порожденную страхом, может непоправимо одномоментно испортить характер собаки.
И здесь (внимание!!!), если ваш кинолог начинает на дрессировке пытаться прессовать щенка (пинать, подвешивать, бить, очень сильно надергивать, применять ЭШО и т.д. – любые сильные болевые или пугающие воздействия), гоните его на йух. Он через месяц-второй откажется от занятий, а вам с этой собакой жить жизнь дальше. Не портите жизнь ни себе, ни щенку.
***
Кратенько по теме все. Всем добра и хороших собак.
Воспитание, адаптация, социализация, коррекция, дрессировка: +7 (916) 979-95-94 Анна.